Содержание
Причины обидных опечаток и ошибок при письме могут быть разными — от обычной невнимательности и игр нашего мозга до конкретных диагнозов. Хитростями, как не делать опечатки, поделилась нейробиолог.
Вы можете иметь твердую «5» по русскому языку в аттестате, быть начитанным и образованным человеком, однако все равно хотя бы раз в жизни умудритесь сделать смехотворную описку в тексте.
Почему, даже если знаешь все правила русского языка, все равно рискуешь время от времени ошибаться? Почему опечатки в чужом тексте видишь сразу, а в своем — нет? Разберемся в вопросе вместе с экспертами.
Марина Гринвальд
Магистр психологических наук, психотерапевт, психолог-консультант
Семь возможных причин
Важно не путать неграмотность и опечатки, помарки, недописанные слова или непоставленные знаки. Любой человек может забыть правило, отвлечься или неправильно воспринять на слух незнакомое слово.
Если говорить о самых распространенных причинах ошибок при письме, то выделить можно следующие:
-
Невнимательность и усталость.
-
Незнание правил русского языка.
-
Боязнь совершить ошибку. Увы, но человек, сосредоточенный и зацикленный на том, чтобы не ошибиться, как правило, ошибается. Нервная система перенапрягается, фокус внимания смещается с письма на внутреннюю тревогу — и вот вы уже пишете «вообщем».
-
Леворукость, особенно когда это случаи переученного на праворукость человека.
-
Расстройства развития учебных навыков. В этом случае высшие психические функции, к примеру, могут быть недостаточно развиты или ограничены для того, чтобы в полной мере контролировать процесс письма.
-
Особенности моторики и слуха. Можно назвать это индивидуальными особенностями каждого человека.
-
Иногда ошибка — это просто опечатка/оговорка или недописанная буква.
Патологическая неграмотность
Поговорим о болезнях, которые могут влиять на грамотность. В МКБ-10 под кодом F81 можно найти «Специфические расстройства развития учебных навыков». По сути, это ряд расстройств, не позволяющих в нужной степени овладеть учебными навыками.
Эти нарушения не являются исключительно результатом умственной отсталости, травмы или болезни головного мозга. Это индивидуальные особенности, связанные с нарушением освоения базовых дисциплин. Человек может быть физически здоров, интеллектуально сохранен, развит и обладать прекрасной речью, но при этом с трудом воспринимать «языковую кодировку».
Как правило, среди подобных расстройств выделяют следующие.
-
Дислексия — расстройство чтения. Человеку сложно произносить то, что написано текстом. В процессе чтения дислексики путают похожие буквы, коверкают окончания слов, изменяют корни в словах, меняют местами части речи. Если человеку интересно увидеть, как выглядит текст глазами дислексика, можно испытать это ощущение здесь.
-
Дисграфия и дизорфография — расстройства письма. Много и очень много ошибок в письменной речи могут допускать люди с данным расстройством. Ужасный почерк, скачущие и заваливающиеся буквы, невозможность удержать строку и писать чисто — все это показатели недуга.
-
Дискалькулия — числовое расстройство. Человек плохо различает числа, путается в их написании, меняет порядок, расположение и всю систему в целом.
Великие грамотеи
Бытует мнение, что идеальную грамотность могут проявлять люди с музыкальным слухом или аналитическим складом ума. Это большое заблуждение. Существует много примеров великих дислексиков.
-
Леонардо да Винчи. Принято считать, что он был переученным левшой и имел огромные проблемы с письменной речью.
-
Альберт Эйнштейн. Сохранился ряд свидетельств о том, что Эйнштейн имел сложности с обучением в целом и письмом в частности.
-
Ганс Христиан Андерсен.
-
Уолт Дисней.
-
Владимир Маяковский. В воспоминаниях друзей и близких встречаются упоминания того, что Маяковскому тяжело давалось чтение.
-
Петр I. В исторических источниках можно встретить свидетельства того, что Петру сложно давались чтение и письмо.
Татьяна Смирнова
Нейробиолог
Игры разума
Ситуация знакома каждому: пишешь текст — осмысленный, вычитанный, даже перечитанный. Нажимаешь «отправить» или «опубликовать» — и спустя секунду замечаешь опечатку в первом же слове. Или тебе пишет читатель: «Там у вас „не“ с глаголом слитно, кстати». И ты замираешь с чувством легкого ужаса: как можно было это пропустить?!
Спойлер: скорее всего, с вами все в порядке. Нередко это даже не признак невнимательности или неграмотности.
Мозг — не редактор, а предсказатель
С точки зрения нейробиологии наш мозг постоянно работает в режиме предсказания. Он не анализирует все заново каждый раз, а достраивает реальность из известных паттернов. Это экономит ресурсы — внимание, энергию, время.
Когда вы перечитываете свой текст, мозг не воспринимает его буквально, а скорее вспоминает, что вы хотели сказать. Он подставляет ожидаемое вместо фактического. Поэтому вы видите не слово с пропущенной буквой, а правильное слово. Не «сделеал», а «сделал». Потому что именно это было в вашей внутренней версии текста.
Внутренний шум и эффект прозрачности текста
Когда вы пишете текст, особенно осмысленный и значимый, он становится для мозга прозрачным. Вы знаете, где он начинается, чем заканчивается, какие в нем повороты. В результате ваше восприятие скользит по смыслу, а не по буквам. Это как ехать по знакомому маршруту: вы не замечаете каждый поворот, вы просто доезжаете.
Добавьте к этому когнитивную нагрузку: вы одновременно редактируете, думаете о смысле, оформляете структуру. Мозг перегружен и отдает приоритет смысловой целостности, а не орфографической точности.
Почему чужие ошибки видно сразу
Зато в чужих текстах все иначе. Там у вас нет «предсказания». Вы не знаете, что человек хотел сказать, и мозгу приходится читать внимательно. Поэтому и «не с глаголом», и «мозк» бросаются в глаза моментально.
Это называется когнитивное рассогласование — когда-то, что вы ожидаете, не совпадает с тем, что есть. В своих текстах его нет, потому что ожидания и реальность совпадают почти идеально.
Как улучшить самопроверку
-
Меняйте формат восприятия. Откройте текст в другом шрифте, скопируйте в новую программу, распечатайте. Так мозг воспринимает его как новый и активирует «режим чтения».
-
Читайте с конца. Это сбивает паттерн и позволяет увидеть технические огрехи.
-
Дайте тексту «отлежаться». Через несколько часов мозг уже не будет достраивать знакомые куски, и вы заметите больше.
-
Чтение вслух. Особенно эффективно. Ошибки буквально звучат «не так».
Главное — не вините себя! Не видеть собственные опечатки — это не лень и не небрежность. Это особенность когнитивной системы, которая старается помочь вам, но иногда переусердствует. Иронично, но именно потому, что вы знаете текст лучше всех, вы и не можете его прочитать объективно.