Содержание
Учебный год стартовал. Родители требуют хороших оценок и считают дни до начала каникул, педагоги мечтают о старательных учениках и ежедневно решают десятки задач на работе. Но важно не забывать и о самом ребенке — научить его учиться, не ранив, не теряя чувства юмора и запала. Советами со взрослыми делится учитель года.
В канун Дня учителя в России, который отмечается в 2025 году 5 октября, педагог Алихан Динаев делится своими рекомендациями неравнодушным взрослым (как детским наставникам, так и родителям — тем, кто переживает за систему образования в нашей стране), как мотивировать ребенка учиться и быть ему другом, не переходя границы.
Эти советы собраны в новой книге кандидата педагогических наук, лауреата конкурса «Учитель года России — 2018» под названием «Я не волшебник, я только учу», которая вышла в издательстве «Альпина. Дети». «Доктор Питер» адаптировал несколько советов из книги, которые сделают ваши отношения с детьми теплее и доверительнее.
1. Давайте ребенку право выбора
Внешняя мотивация в виде похвалы, карманных денег и наказаний работает, но недолго.
Чтобы ребенок к вам прислушивался и выполнял то, что необходимо (например, хорошо учился), нужно увлечь его процессом — дать внутреннюю мотивацию и пробудить азарт.
Для этого ребенку важно давать выбор. Когда он сам решает, каким образом выполнить задачу, каким спортом заниматься, какую тему реферата выбрать, что читать и что носить — он чувствует свою автономность, то есть то, что он сам регулирует свои действия и отвечает за результат.
Дополнительная ответственность подстегивает интерес к процессу и желание сделать лучше.
2. Объясняйте на практических примерах
Если вы часто слышите от ребенка вопрос, зачем ему это нужно (учить математику, читать книги, прибираться в комнате и помогать с домашними делами), покажите ему наглядно, как самые рандомные знания и навыки пригодятся в обычной жизни.
Школьную программу изменить нельзя, и наши дети будут продолжать изучать синусы и ключевые даты Второй мировой войны. Но можно связать уроки с жизнью: вместе считать бюджет на покупки или семейные расходы, обсуждать новости, анализируя, какие социальные или правовые нормы они затрагивают, заниматься мелким ремонтом, где нужны навыки, полученные на уроках труда, или спланировать путешествие, изучая карты и культуру другой страны.
Этот принцип прекрасно работает и тогда, когда вы хотите добиться определенного поведения. Вместо требований покажите ребенку последствия на конкретных ситуациях, понятных ему. К примеру, не просто требуйте экономить, а предложите поставить цель — накопить на конкретную технику или тип развлечения. Такой подход помогает ребенку видеть прямую связь между действиями и их последствиями и развивает ответственность.
3. Хвалите правильно
Кажется, что похвалить ребенка несложно: достаточно сказать «молодец», «умница», «отлично». Однако после долгих повторений эти слова перестают звучать как поощрение и начинают восприниматься как белый шум, дети пропускают их мимо ушей.
Чтобы похвалить ребенка, лучше отмечать конкретные слова и поступки («Спасибо, что помог мне», «Ты очень хорошо сделал эту задачу») и обозначать свои чувства («Мне приятно, что ты сказал эти слова», «Я впечатлен. Где ты этому научился?»).
Также важно хвалить вовремя — лучше сразу после совершенного действия или сказанных слов. Похвала вызывает выброс дофамина и подкрепляет желательное поведение.
И конечно, похвалы должно быть в разы больше, чем критики. Дети надолго запоминают неприятные слова. Чтобы создать баланс похвалы и критики (а значит, ощущение нужности) в их сознании, на одно замечание должно приходиться четыре-пять комплиментов. Похвала необязательно должна быть вербальной. Улыбка, большой палец вверх, лайки или небольшие знаки внимания сработают не хуже.
4. Критикуйте с умом
С критикой тоже нужно быть внимательными. Грубить, проявляя авторитаризм, или игнорировать ошибки, уходя в излишний либерализм, — две крайности. Детям важно указывать на ошибки. Как сделать это правильно?
-
Критикуйте наедине — не в кругу друзей, не на глазах всей семьи. Если замечание нужно сделать немедленно, подойдите к ребенку вплотную и тихо скажите, что считаете нужным. Если ваш ребенок уже пользуется телефоном, можно написать ему сообщение в мессенджер.
-
Критикуйте поступок или слова, а не личность: не называйте его грубияном или хулиганом, используйте фразы вроде «Твои слова меня обидели» и «Твой поступок был плохим».
-
Критикуйте вовремя. Бессмысленно ругать ребенка за то, что он сделал вчера или неделю назад.
-
Используйте «технику сэндвича»: похвалите за что-то, что было сделано хорошо —> укажите на ошибку —> добавьте мотивирующие слова, например, о том, что в следующий раз получится уже лучше или что вы верите в него.
-
Создавайте среду, где ошибки не будут восприниматься как провал. Страх сделать ошибку сковывает и ограничивает. Атмосфера, где промах — это повод сделать лучше в следующий раз, а не повод для наказания, учит детей видеть в ошибках возможности.
-
Критика должна строиться по технике SMART: быть конкретной — что именно надо исправить или переделать; измеримой — в каком объеме требуются доработки; выполнимой, уместной и ограниченной временными рамками (когда вы ждете выполненное задание с новым результатом).
5. Делайте вместе
Если вы хотите привить ребенку любовь к чтению или спорту, используйте свой пример.
-
Ребенок должен видеть книгу в ваших руках, иметь возможность подойти к книжной полке и полистать ваши книги. Либо видеть, как вы сами трижды в неделю ходите на спортивные секции, совершаете пробежку или ездите на велосипеде.
-
Чем больше читающих и занимающихся людей окажется в окружении ребенка, тем выше вероятность, что он сам начнет активно читать и двигаться. Зовите на помощь бабушек и дедушек, вовлекайте друзей в обсуждения последних прочитанных книг и спортивные развлечения.
-
Устраивайте совместный досуг. Ходите на экранизации классических романов, спектакли, обсуждения книжных клубов. Отправляйтесь в походы, на пробежки, пробуйте вместе новые интересные виды спорта: теннис, скалолазание, каякинг и пр.
-
Давайте ребенку деньги на книги или пробные занятия. Небольшую сумму, чтобы он мог сам выбрать издание, которое ему по душе, а не из списка школьной программы, или мог попробовать активность, которая отличается от уроков физкультуры.
Если вам интересно, как можно использовать в обучении искусственный интеллект, как помочь учиться ребенку с СДВГ и как самому не выгореть, помогая зажигаться другому, вам будут полезны и другие советы из книги Алихана Динаева «Я не волшебник, я только учу».