Содержание
Чтобы современный школьник начальной школы разобрался в условии задачи, порой приходится устраивать танцы с бубнами. Рисуешь, показываешь на пальцах, разжевываешь каждое слово, а в глазах — пустота. В чем проблема современных детей? Спросили у психолога.
Семейные вечера у родителей и детей часто похожи на сценку из КВН: мама с сыном делают домашнее задание, ребенок в истерике, мать теряет терпение:
— Закрой рот. Я тебе сказала, закрой рот и читай еще раз условие задачи.
— 33 емлекопа.
— 33 емлекопа.
— 3 землекопа!
Было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь примерно так современные школьники и решают сегодня задачи. И не сказать, что отупели дети. Складывают, умножают сложные цифры, справляются с уравнениями, с легкостью переводят квадратные дециметры в миллиметры. Но стоит увидеть текст элементарной задачи, и взгляд сразу же становится поникшим.
Родион Чепалов
психолог
«Современные школьники действительно зачастую быстрее считают и умножают, но чаще испытывают трудности с текстовыми задачами. Это не признак „ухудшения поколений“, а отражение того, как изменилась среда, когнитивные привычки и сама структура обучения», — объясняет «Доктору Питеру» психолог Родион Чепалов.
Эксперт назвал три отличительных признака современных школьников, которые объясняют подобную закономерность.
Тип мышления
«У детей XXI века доминирует клиповое и реактивное мышление: мозг привыкает работать в коротких, быстро сменяющихся фрагментах информации (соцсети, видеоформаты, геймификация). Это развивает скорость реакции, визуальную память, способность параллельно удерживать несколько потоков данных — но снижает терпение, глубину анализа и навык „держать задачу в голове“», — говорит психолог.
Раньше школьники росли в условиях дефицита информации и были вынуждены глубже обрабатывать то, что получали. Отсюда лучше развита способность раскладывать задачу на смысловые части, удерживать сюжет и контекст.
Сильная автоматизация навыков
Сейчас дети рано осваивают калькуляторы, тренажеры умножения, приложения. Это развивает навыки счета, но не учит видеть смысл задачи. Умножение становится «нажатием кнопки», а не логической операцией. Например, подросток может быстро вычислить 27×3, но затруднится понять, почему в задаче про яблоки нужно не умножать, а делить.
Перегрузка учебной программы
«У школьников меньше времени на „медленное мышление“ — глубокую обработку, построение моделей. Они учатся выполнять действия быстро, но не всегда понимают, что именно делают», — говорит психолог.
Элементарные задачи приводят школьника в ступор, потому что они требуют:
-
выделить главное слово в тексте;
-
построить причинно-следственную цепочку;
-
перевести текст в математическую модель.
«Это навыки функциональной грамотности, а не арифметики», — подчеркивает Родион Чепалов.
Например, в задаче: «У Маши было 12 наклеек, она использовала 4. Сколько осталось?» многие дети готовы применить вычитание, но «застревают» на интерпретации глагола «использовала»: они читают текст фрагментарно и не формируют цельной картинки ситуации.
Как научить ребенка решать задачи
-
Учите не столько счету, сколько смыслу. Давайте задачи в форме историй, комиксов, ситуаций из жизни, чтобы ребенок видел реальный контекст.
-
Развивайте медленное мышление: давайте короткие задания «объясни словами, что здесь происходит», «нарисуй задачу», «составь свою задачу по картинке».
-
Уменьшите зависимость от готовых решений. Пусть ребенок сначала пытается решить устно или на черновике, а не сразу проверяет ответ в приложении.
-
Развивайте межполушарные навыки: работа с текстом, планирование, анализ — то, что делает арифметику осмысленной.
«Современные дети не „хуже считают“, а иначе думают. Они быстро выполняют операции, но медленнее строят смысловые модели — и это можно корректировать через обучение пониманию, а не только вычислению», — резюмирует психолог.
