Почему современные школьники легко считают и умножают, но не способны решить простые задачи

от admin

Чтобы современный школьник начальной школы разобрался в условии задачи, порой приходится устраивать танцы с бубнами. Рисуешь, показываешь на пальцах, разжевываешь каждое слово, а в глазах — пустота. В чем проблема современных детей? Спросили у психолога.

Семейные вечера у родителей и детей часто похожи на сценку из КВН: мама с сыном делают домашнее задание, ребенок в истерике, мать теряет терпение:

— Закрой рот. Я тебе сказала, закрой рот и читай еще раз условие задачи.

— 33 емлекопа.

— 33 емлекопа.

— 3 землекопа!

Было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь примерно так современные школьники и решают сегодня задачи. И не сказать, что отупели дети. Складывают, умножают сложные цифры, справляются с уравнениями, с легкостью переводят квадратные дециметры в миллиметры. Но стоит увидеть текст элементарной задачи, и взгляд сразу же становится поникшим.

Родион Чепалов

психолог

«Современные школьники действительно зачастую быстрее считают и умножают, но чаще испытывают трудности с текстовыми задачами. Это не признак „ухудшения поколений“, а отражение того, как изменилась среда, когнитивные привычки и сама структура обучения», — объясняет «Доктору Питеру» психолог Родион Чепалов.

Читать также:
Без гаджетов и интернета: чем занять школьника на каникулах

Эксперт назвал три отличительных признака современных школьников, которые объясняют подобную закономерность.

Тип мышления

«У детей XXI века доминирует клиповое и реактивное мышление: мозг привыкает работать в коротких, быстро сменяющихся фрагментах информации (соцсети, видеоформаты, геймификация). Это развивает скорость реакции, визуальную память, способность параллельно удерживать несколько потоков данных — но снижает терпение, глубину анализа и навык „держать задачу в голове“», — говорит психолог.

Раньше школьники росли в условиях дефицита информации и были вынуждены глубже обрабатывать то, что получали. Отсюда лучше развита способность раскладывать задачу на смысловые части, удерживать сюжет и контекст.

Сильная автоматизация навыков

Сейчас дети рано осваивают калькуляторы, тренажеры умножения, приложения. Это развивает навыки счета, но не учит видеть смысл задачи. Умножение становится «нажатием кнопки», а не логической операцией. Например, подросток может быстро вычислить 27×3, но затруднится понять, почему в задаче про яблоки нужно не умножать, а делить.

Перегрузка учебной программы

«У школьников меньше времени на „медленное мышление“ — глубокую обработку, построение моделей. Они учатся выполнять действия быстро, но не всегда понимают, что именно делают», — говорит психолог.

Читать также:
Мед для мужских ушей: какие комплименты нужно говорить любимому

Элементарные задачи приводят школьника в ступор, потому что они требуют:

  • выделить главное слово в тексте;

  • построить причинно-следственную цепочку;

  • перевести текст в математическую модель.

«Это навыки функциональной грамотности, а не арифметики», — подчеркивает Родион Чепалов.

Например, в задаче: «У Маши было 12 наклеек, она использовала 4. Сколько осталось?» многие дети готовы применить вычитание, но «застревают» на интерпретации глагола «использовала»: они читают текст фрагментарно и не формируют цельной картинки ситуации.

Как научить ребенка решать задачи

  1. Учите не столько счету, сколько смыслу. Давайте задачи в форме историй, комиксов, ситуаций из жизни, чтобы ребенок видел реальный контекст.

  2. Развивайте медленное мышление: давайте короткие задания «объясни словами, что здесь происходит», «нарисуй задачу», «составь свою задачу по картинке».

  3. Уменьшите зависимость от готовых решений. Пусть ребенок сначала пытается решить устно или на черновике, а не сразу проверяет ответ в приложении.

  4. Развивайте межполушарные навыки: работа с текстом, планирование, анализ — то, что делает арифметику осмысленной.

«Современные дети не „хуже считают“, а иначе думают. Они быстро выполняют операции, но медленнее строят смысловые модели — и это можно корректировать через обучение пониманию, а не только вычислению», — резюмирует психолог.

Вам также может понравиться