Содержание
Иногда окружающие люди могут вести себя грубо и некорректно по отношению к вам. Однако в ваших силах дать им адекватный отпор.
Как вы ведете себя, когда вам грубят? Кто-то теряется и молчит, кто-то начинает отшучиваться, а кто-то атакует и хамит в ответ.
Впрочем, чтобы защитить себя и эффективно дать отпор обидчику, нужно действовать грамотно и аккуратно. Психолог Дарья Шестакова объяснила, как правильно вести себя и почему устраивать ответный скандал — не самое разумное решение.
Дарья Шестакова
Психолог, специалист сервиса Alter
По мнению эксперта, есть несколько распространенных причин, из-за которых вас могут оскорблять.
Форма защиты
Когда собеседник ощущает свою уязвимость, он чувствует себя некомпетентным или боится чего-то, он может использовать агрессию в качестве инструмента для восстановления контроля над ситуацией.
Кстати, не все знают, но словесные оскорбления способны активировать те же нейронные связи в мозге, что и физическая агрессия. Из-за этого падает активность в зонах, связанных с эмпатией и контролем импульсов.
Отдушина для эмоций
Иногда люди просто срываются, и для них оскорбления работают как метод эмоциональной регуляции. Причем некоторые привыкают действовать по этой схеме с самого детства. Они просто не понимают, как еще можно справляться с фрустрацией или гневом.
Интересно, что в эпоху соцсетей этот механизм стал еще популярнее. Из-за дистанции в онлайн-пространстве людям еще легче скатиться до оскорблений.
Инструмент для манипулятора
Постоянные оскорбления могут быть частью токсичных отношений, в которых один человек привык постоянно подавлять другого.
Причем зачастую абьюзер даже не осознает своего поведения. Он просто подсознательно пытается поддержать свой психологический комфорт за счет чужого благополучия. Это довольно устойчивая схема, которая дополнительно подкрепляется ощущением контроля.
Как правильно вести себя
Чувствительным людям бывает особенно непросто реагировать на оскорбления. Постарайтесь не впадать в панику, не расстраиваться и не пытайтесь устроить скандал в ответ.
Первый шаг — осознание и принятие своих переживаний на этот счет. Вам неприятно и обидно слышать грубые слова — это нормально. Когда человек осознает свои переживания, это помогает снизить активность миндалевидного тела — центра страха и тревоги в нашем мозге. Параллельно с этим начинает активизироваться префронтальная кора, которая отвечает за самоконтроль.
Так что фраза «Мне не нравится такое слышать, эти слова меня задевают» может помочь гораздо больше, чем вы думаете. Эти слова — эффективный инструмент для самозащиты и регуляции.
Затем важно проанализировать контекст ситуации. Спросите себя:
-
Оскорблял ли вас ранее этот человек? Не происходит ли подобное систематически?
-
Не становятся ли его слова частью манипуляции?
Честные ответы на эти вопросы помогут вам определить адекватную стратегию. Ваша цель — защитить свои личные границы, а не разжечь конфликт.
Попробуйте твердо и спокойно обозначить: «Мне не нравится такой тон общения. Я буду продолжать диалог только в уважительной форме».
Если человек уже не в первый раз вас оскорбляет, самый логичный путь — свести контакты с ним к минимуму. Вы не обязаны терпеть и быть мишенью для чужих психологических проблем, пишет издание Psychologies.
Не нужно думать, что отказ от общения с агрессором — это проявление слабости. Любая ваша стратегия — адекватный ответ на угрозу. Важно управлять своей реакцией на подобные ситуации и грамотно выстраивать границы. Ваше поведение должно преобразовывать разрушительный эффект от оскорблений в осознанную защиту своей психики.
Вы становитесь устойчивым не в момент, когда вас перестают оскорблять, а когда вы берете ответственность за свою жизнь и эмоциональное состояние.
