Слово «ритм» у большинства людей ассоциируется с музыкой. Но, оказывается, с его помощью можно помогать детям и взрослым с разными нарушениями в работе нервной системы. Это своеобразная ритмотерапия.
Задумывались ли вы когда-нибудь, что многие процессы, происходящие в организме, ритмичны? Ритмом пронизаны многие наши действия: мы ритмично дышим, ходим, жуем, говорим, пишем, танцуем, топаем ногой в такт музыке, хлопаем в ладоши и так далее.
Если с базовым восприятием ритма все хорошо, мы обычно об этом даже не думаем. Но так бывает не у всех.
Не только звуки
Как рассказала «Доктору Питеру» Виктория Ефимова, психофизиолог, руководитель клиники «Прогноз», по сути, ритм — это порядок элементов во времени. Он не обязательно связан со звуками. Взять, например, циркадные ритмы — чередование дня и ночи, по которым живет наш организм.
Виктория Ефимова
Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена
«Русский физиолог Григорий Яковлевич Трошин в начале ХХ века приводил такой пример простейшего ритма, который воспринимает наш мозг. Представьте себе, что вы идете вдоль забора, состоящего из вертикальных досок. Идете и ведете палкой по этим доскам, при этом возникает ритмичный звук. Если хотя бы одна доска в заборе отсутствует, вы испытаете неприятные ощущения, потому что для вашего мозга важен ритм», — говорит психофизиолог.
Сначала был слух
По словам специалиста, у детей слух начинает функционировать гораздо раньше, чем зрение, еще внутриутробно. Первый ритм, который воспринимает плод, — это сердцебиение и дыхание матери. И уже на этом этапе развития нервной системы ребенка происходит определенное обучение ритму, хоть и неосознанное.
Однако иногда естественный базовый ритм, лежащий в основе многих процессов и действий, по каким-то причинам ребенком не усваивается.
«Да, его сердце стучит ритмично, но более сложные способы взаимодействия с ритмом оказываются недоступны. Такое состояние может иметь несколько названий: нарушение чувствительности к ритму, ритмическая глухота, амузия. На самом деле все эти термины используются редко, но трудности с восприятием и воспроизведением ритма у такого человека могут проявляться потом в самых разных видах деятельности», — объясняет Виктория Ефимова.
По словам эксперта, это бывает, например, когда ребенок или взрослый не может:
-
синхронизировать свои действия с действиями других людей в группе, когда все танцуют, маршируют или хлопают в ладоши под музыку;
-
уловить ритм диалога — постоянно перебивает собеседника или делает слишком большие паузы;
-
работать в ритме класса или офиса.
По словам Виктории Ефимовой, в ряде работ ученые доказали: дефицит восприятия ритма характерен для детей и взрослых с нарушениями речи, письма, чтения, праксиса — моторного планирования и организации движений для выполнения сложных задач.
«В середине ХХ века хорватская исследовательница Мира Стамбак предложила ритмический тест, который позволяет в возрасте пяти лет выявить детей, у которых в восемь лет будут трудности с чтением. Тест состоит из 21 ритмического паттерна, которые отстукиваются карандашом по столу. Ребенка просят послушать ритм и воспроизвести его. Дети, которые ошибаются в простых ритмах, в начальной школе требуют особого внимания в процессе обучения чтению и письму — они в группе риска. С такими детьми важно заниматься не только чтением и письмом, но и развитием чувства ритма», — добавляет эксперт.
Как развить чувство ритма
Еще в начале ХХ века композитор и музыкант Эмиль Жак Далькроз создал метод ритмического воспитания, который актуален и сегодня.
«Эмиль Жак Далькроз преподавал дирижирование в консерватории. Он столкнулся с тем, что у многих студентов был прекрасный музыкальный слух, но плохое чувство ритма. Педагог разработал свою систему, которую ученики назвали „шаги Далькроза“: студенты на занятиях не только дирижировали, но и шагали. В результате Далькрозу предложили уволиться, так как руководство консерватории сочло этот метод неприемлемым. Он не стал спорить и со временем организовал Институт музыки и ритма, который до сих пор работает в Женеве», — рассказала Виктория Ефимова.
По словам психофизиолога, тем, кто хочет улучшить ритмические способности, пригодится основной принцип Далькроза: ритм нужно почувствовать телом.
Эксперт рассказала, как этого можно добиться на практике.
-
Приготовьте источник ритмичных звуков, например метроном. Это могут быть приложения для смартфонов или механические метрономы, которые используют музыканты.
-
Установите частоту ритма (или метра), которая соответствует частоте ваших сердечных сокращений. Если щелчки метронома будут слишком быстрыми или слишком медленными, вы будете себя чувствовать некомфортно.
-
Начните шагать под метроном. Постепенно вы почувствуете явление, которое называется «навязывание ритма». Даже после выключения устройства какое-то время вы будете продолжать шагать в его ритме.
-
При необходимости упражнение можно усложнять. Например:
-
чередовать шаги и хлопки в ладоши;
-
хлопать на каждый 4-й щелчок, каждый 2-й, каждый 3-й, при этом продолжая шагать;
-
использовать мяч для тенниса, отбивать его от пола и ловить рукой в ритме метронома;
-
читать стихи и шагать под метроном;
-
петь и шагать под метроном.
6 и 7 сентября 2025 года в Петербурге, в конгресс-холле отеля «Санкт-Петербург» (Пироговская наб., д. 5/2) пройдет пятый образовательный форум «Пластичность мозга ребенка 2025». Это событие объединит ведущих специалистов по неврологии, психологии, биологии и смежным наукам, которые представят новейшие исследования и эффективные практические методы для помощи детям с неврологическими нарушениями.
Подробная информация — на официальном сайте: https://synapse.expert/forum_25