Содержание
Правда ли, что выщипывание бровей считалось грехом, а вместо подводки использовали бараний жир? Рассказываем все о внешнем виде самых желанных женщин в мире, которые никогда не показывали своего лица.
Гарем султана никогда не был открыт для всех желающих — посетить его могли только сам правитель, евнухи, служащие в гареме, охранники, лишенные дара речи. О главном объекте их наблюдения — любимых женщинах властителя никто не должен был знать ничего. Тем более, как выглядят жены султана. И тем интереснее для обывателей было получить любую информацию о тайной жизни гарема.
Главной в гареме считалась мать правителя валиде-султан. За родительницей следовали ее дочери, то есть сестры султана, которых называли просто «султанши», добавляя к имени приставку «-султан». После них шли официальные жены султана, которых обычно брали из знатных правящих семей в других странах — старый-добрый брак по расчету, в результате которого укреплялось положение обеих стран. Однако многие знают, что после правления Сулеймана Великолепного статус жен могли получить и наложницы гарема, которых правитель особенно выделял. Такая девушка называлась хасеки-султан и могла быть даже более влиятельной, чем жена правителя — ведь брак с ней заключался по любви, а не из рациональных соображений.
Хюррем Султан и Сулейман Великолепный, автор неизвестен
После шли кадын-эфенди — женщины, подарившие султану ребенка, но не удостоившиеся брака с ним. В сериалах их называют «главными наложницами», а с турецкого языка статус переводится, как «уважаемая женщина». Далее были обычные наложницы: те девушки, которых валиде-султан готовила для правителя, или же те, кто уже имел с ним близость, но не смог забеременеть. Самое последнее место занимали рабыни — они были обучены только для служения женщинам правящей семьи и никогда не проходили по «золотому пути» к ложе правителя.
Как жили султанши и наложницы гарема?
Хотя в восточных странах у женщин не так много прав, на комфорт они точно не жаловались. Судить это можно хотя бы по площади гарема — он в разы больше, чем официальные комнаты дворца, включая покои правителя. Впрочем, неудивительно: попробуйте разместить вместе 400 женщин.
Развлечения в гареме, картина XIX века художника Генри Гуллема
Рабыни султанского гарема проживали на самом нижнем этаже и не могли претендовать на отдельные комнаты. Тем не менее, в гареме строго следили за чистотой и порядком: у каждой девушки была отдельная кровать, белье в которой менялось еженедельно. Второй этаж гаремных комнат был предназначен для наложниц, а также кадын-эфенди, или главных фавориток господина. А вот дочери и сестры султана, его жены и, конечно, валиде-султан, проживали в отдельно стоящих комнатах, названных «покои».
Комната валиде-султан — самая большая во дворце Топкапы
Помимо большей площади, покои включали в себя окно, выходящее на Босфор или сад дворца. Но главной привилегией отдельной спальни была близость к опочивальне правителя — чем выше статус женщины, тем меньше расстояние ее покоев от комнаты султана.
Вес в сто килограммов и радиоактивная подводка — как выглядели султанши гарема?
В сериалах мы видим стройных султанш, но в реальности женщины, близкие к правителю, выглядели совсем не так. Историки докладывают, что вес девушек мог доходить до ста килограммов, а в приоритете у султана были женщины с выраженными бедрами и грудью. Правда, наложница также должна была обладать тонкой талией — что редко совместимо с большим весом, поэтому мало кто задерживался в покоях правителя.
Хюррем Султан, автор неизвестен
Султанша, автор неизвестен
Большинство султанш обладали темными густыми волосами и белоснежной кожей, которую красили смесью гипса и мела. От того и удивительно, что Хюррем-султан стала любимой женщиной Сулеймана Великолепного, ведь хасеки славянского происхождения имела светлые волосы и тонкие брови. К слову, бровям уделялось особенное внимание: их было запрещено выщипывать, а тем более брить, поскольку густые и даже сросшиеся брови считались признаком невероятной красоты.
Впрочем, такое отношение было только к бровям — остальную растительность женщины гарема должны были убирать под чистую. Для этого наложницы и госпожи пользовались смесью топленого сахара и лимонной кислоты — получалось что-то вроде шугаринга .
Хюррем Султан, автор неизвестен
Султанша, автор неизвестен
Султанши наносили full makeup в стиле нулевых. Глаза красили смесью сурьмы — химического элемента черного цвета — и бараньего жира, который придавал металлу консистенцию подводки. Большое внимание уделялось и губам, их султанши окрашивали порошком из измельченного красного перца или вытяжкой из розовых лепестков. Последней, кстати, также подкрашивали зону скул и щек — то были своего рода румяна.
Искусными были и прически госпожей — самыми популярными считались длинные косы и распущенные локоны, завитые плойкой из раскаленных камней. В гареме особенно ценились рабыни, умевшие делать такие прически, а в сами волосы часто вплетали украшения или просто драгоценные камни.
Кадр из сериала «Великолепный век»
Кадр из сериала «Великолепный век»
Знаменитое кольцо Хюррем Султан и другие украшения женщин гарема
Поскольку султанши не могли показывать свою фигуру, они пользовались другими способами привлечения внимания. Как мы поняли, в этот список входил яркий макияж, а еще украшения — с помощью последних можно было понять, насколько женщина привилегированна и близка к правителю. Так, самые редкие и крупные камни украшали валиде-султан, хасеки-султан, а также сестер и дочерей правителя.
Заколки и кольца султанш
И наиболее популярным украшением, даже нашедшим отражение в массовой культуре, считается кольцо Хюррем-хасеки с изумрудом и бриллиантами. Оно существовало и в реальности, правда, вместо цветного камня был крупный алмаз — что считалось еще более престижным.
Шкатулки для украшений
Настоящее кольцо Хюррем Султан
Госпожи хранили украшения в специальных шкатулках, которые были выполнены из драгоценных металлов и усыпаны рубинами, бриллиантами, сапфирами и изумрудами. И тут, опять же, имеем дело со связью размера и статуса — чем больше шкатулка, тем обеспеченнее женщина .
Закрытое лицо или полная нагота — как одевались султанши османского гарема?
Критики сериалов об Османской империи утверждают: женщины просто не могли выглядеть так откровенно и носить платья с декольте и открытой зоной рук. Однако если обратиться к сохранившимся до наших дней нарядам, то можно увидеть платья на европейский манер с разрезами в зоне бюста и рукавов. Более того, в самом гареме женщины нередко вовсе ходили обнаженными, или облаченными в полупрозрачную ткань — все потому, что в гарем не могли попасть посторонние, за это грозила казнь.
Картина Фердинанда Ройбе «Султанша» — XIX век
Тем не менее, покидая гарем женщины были обязаны полностью скрыть фигуру. Все начиналось с волос: султанши надевали некое подобие фаты, а сверху крепили шелковую шапочку, украшенную драгоценными камнями. К слову, на особенные мероприятия женщины семьи носили короны на османский манер, представлявшие из себя высокий каркас, усыпанный камнями.
Портрет Хюррем Султан в ее знаменитой короне
Кадр из сериала «Великолепный век»
На лицо девушки также надевали платок, оставляя открытыми только глаза. А выходя в город, они вовсе скрывали все лицо — впрочем, на прогулки вне дворца имели право только мать и сестры правителя, а также хасеки-султан.
Сам наряд госпожи состоял из прямого платья без акцента на талии, или широких брюк-шароваров (из-за этого султанш на портретах нередко путали с мужчинами). Однако платьем дело не ограничивалось — девушки надевали несколько накидок, иногда подвязывая их поясом. То был способ скрыть фигуру в соответствии с традициями, а еще показать свой достаток — чем больше тканей было на женщине, тем богаче она была.
Султанша, автор неизвестен
Султанша на прогулке, автор неизвестен
Среди оттенков популярными считались яркие, преимущественно цвета Ислама — изумрудный, лазурно-синий, а также алый. А когда в гарем проникли европейские тенденции, женщины султанской семьи стали носить только фиолетовый цвет и его оттенки. Дело в том, что фиолетовую краску было трудно и дорого создать — для нее требовались чернила каракатицы .
Портрет валиде Шехсувар Султан, наложницы Мустафы II и матери Османа III, 1700-е
Финалом образа была обувь — впрочем, была она не всегда. В обычной жизни султанши выглядели довольно расслабленно и ходили босиком, а в покои господина девушки отправлялись в балетках. Они были сделаны из ткани, расположенной на деревянной подошве и усыпанной камнями. Была у госпожей и «сменка»: они ходили в баню в обуви под названием «налын». Она представляла собой деревянные ходули с кожаной перемычкой, закрепляющей ногу — но это только у рабынь и наложниц. Султанши же ходили в налынах из черепашьего панциря, украшенного драгоценными камнями, которые доходили в высоте до 30 сантиметров — эти женщины в прямом смысле были выше других.
Султанша в налынах, автор Андреа Викенти
Султанша с дочерью и свитой, автор неизвестен