Содержание
Размышляем о будущем глянца — некогда главного источника новостей о моде, теряющего позиции.
Конец печатного глянца предрекают настолько давно, что это кажется фоновым процессом, который никто и не воспринимает всерьез. Однако признать тот факт, что «живая» пресса стала куда менее популярна, чем раньше, все же приходится. Посмотреть хотя бы на полки с печатью в магазинах — ни у кого нет желания опустошать их в первую же секунду. Но в чем причина такого регресса, и почему глянец проигрывает — что неожиданно — интернет-ресурсам?
Тривиальные обложки
Обложка Vogue 2003 года
Обложка Vogue 2020 года
Греческий Vogue или сербский Harper’s Bazaar выпускают более интересные обложки, чем американский Vogue. Если первые делают ставку на нестандартных моделей, малоизвестных фотографов и такие же локации, то мастодонт мира глянца выпускает по десять минималистичных обложек на нейтральном фоне.
Однако тут можно грустить, злиться, но не осуждать. Знаменитость на обложке создаст куда больше ажиотажа, чем талантливая, красивая, но мало кому известная модель.
Обложка итальянского Harpers Bazaar
И обложка итальянского Vogue
К тому же, бюджеты глянца должны покрывать такие расходы, как: зарплата CEO (одна Анна Винтур, по неподтвержденным данным, зарабатывает около $4 млн), оклады всех сотрудников холдинга, спецпроекты, аренда помещений, а также проводить роскошные мероприятия на исторических площадках, соответствующих имиджу ивента и гест-листа.
Зависимость от рекламодателей
Вторым фактором, связывающим руки глянцу, всегда было влияние рекламодателей. Из-за него долгожданный сентябрьский номер Vogue стал наполовину состоять из рекламы. Из-за него креативная команда журнала не может поместить на обложку талантливый, но неизвестный бренд — ведь Bvlgari или Louis Vuitton заплатят больше.
Никакой дерзости
Только представьте: бренд уровня Chanel привозит вас на свой показ бизнес-классом, оплачивает пятизвездочный отель, сажает на первый ряд со знаменитостями, да еще и дарит вещи из новой коллекции в подарок. Ну как тут напишешь бойкий и даже язвительный текст?
Главный редактор Vogue Анна Винтур и певица Tyla на показе Chanel
И в этом плане глянец давно проигрывает интернету. Никто не хочет читать формальный и иногда очень сладкий отзыв о показе — это есть и на сайте брендов. Одним читателям нужна колкость и ирония, другим — более мягкая, но все же трезвая оценка. Но все они сходятся в одном — хочется, чтобы глянец был пожестче.
Пелена спала
Кто такой глянцевый редактор в массовом представлении пять лет назад? Девушка, которая порхает с одной вечеринки на другую в платье Valentino (конечно, подаренном брендом), и проводит выходные на Миконос или в Сен-Тропе. Однако забастовки редакторов в Америке дали понять, что все совсем не так.
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»
Протестующие жаловались на низкие зарплаты, неоплачиваемые переработки, токсичное руководство и нежелание работодателей устраивать их официально. Изменилось ли что-то? У редакторов — нет, ведь всегда найдутся желающие занять их кресло даже при перечисленных минусах, и большие боссы это знают. А вот у потребителей глянца — да, поскольку с их глаз спала пелена сказочности глянцевого мира .
Влияние интернета
Эта причина — главная из перечисленных. С появлением интернета читатели перешли с печати на веб-сайты. Информацию там не нужно ждать месяц, а редакторы позволяют себе общаться с аудиторией более простым языком. Но далее появились главные герои нашего материала — анонимные источники о моде.
Первопроходцем стал Style Not Com — аккаунт модного специалиста Беки Гвишиани. Он публикует свои рецензии на показы и новости о переменах в индустрии. Это казалось глотком свежего воздуха: после печатного глянца и даже сайтов, все же скованных редакционными ограничениями, мы наконец имеем дело с независимым мнением, да еще и можем его комментировать.
Style Not Com сообщает о назначении Джонатана Андерсона в Dior
Он же сообщает о продаже сумки Birkin, принадлежавшей Джейн Биркин
Однако вскоре появился похожий аккаунт Boring Not Com, ставший даже более дерзкой версией детища Гвишиани. Неизвестный автор не стесняясь ставит оценку показам — Prada FW/25, по его мнению, была 4/10. А еще предсказывает модные назначения — Boring утверждал, что Мария Грация Кьюри покинет Dior, а Джонатан Андерсон Loewe, и что мы видим?
То же мы получаем от Miss Tweed — модном ресурсе, который ведет работница люкса Астрид Вендландт. Она предугадывала перестановки в модных домах так, словно у нее есть хрустальный шар — одно назначение Матье Блази в Chanel чего стоит. Но дело тут в надежных источниках, которые такие аккаунты никогда не раскрывают.
Boring Not Com дает оценку круизной коллекции Gucci
Он же оценивает круизную коллекцию Dior
Помимо дерзости, интернет-аккаунты выигрывают у глянца независимостью от рекламодателей. Они не должны хвалить Dior, если он этого не заслуживает, а также скрывать самые неприглядные сплетни о модной индустрии (читайте также: 5 культовых вещей Dior авторства Марии Грации Кьюри).
Но тут, конечно, дело в том, что у основателей таких источников есть основная работа, приносящая им деньги. Редакторы глянца же физически не могут иметь два рабочих места за раз.
Это значит, что глянец действительно умрет?
Тут хочется вспомнить аналогию с другими детищами массовой культуры. Когда появилось телевидение, все в один голос стали говорить о смерти театров. Когда появился интернет, телевидение тоже стало казаться архаизмом. Но ключевое слово тут — казаться, ведь все эти якобы забытые структуры до сих пор живы.
Нельзя не признать, что они изменились в соответствии с запросом времени. То же ждет и глянец. Самой популярной версией считается то, что многие журналы перейдут в формат зипов — независимых изданий, делающихся на ограниченный бюджет, и выпускающихся куда реже глянца.
Но такие радикальные меры возможны только в том случае, если люди совсем перестанут покупать печать — а до этого пока далеко.